Брянский государственный технический университет

Брянский государственный технический университет имеет долгую и яркую историю, которая началась с 1929г. С момента открытия и до 1936г. вуз именовался «Бежицкий машиностроительный институт» (БМИ). 

Появление нового учебного заведения технического профиля было продиктовано разворачивающейся индустриализацией в СССР, созданием быстрыми темпами мощной тяжелой и военной промышленности, а также острой нехваткой технических специалистов. На первом этапе своего развития вуз выпускал специалистов по остродефицитным направлениям: вагоностроению, станкостроению, сварочной специальности. 

В январе 1930г. в БМИ были зачислены первые студенты. Ректором учебного заведения был назначен ведущий инженер-металлург завода «Красный Профинтерн» Григорий Савельевич Дибнер. Со всей ответственностью он занимался подбором профессорско-преподавательского коллектива, от которого зависело формирование и развитие нового вуза. Среди преподавателей первых лет профессора: С.К.Конюхов, Н.М. Абрамов, Ф.С. Серенко, М.Ю. Камэн, М.А. Короткевич, А.А. Ребиков, К.С. Егорова; доценты М.К. Мержанов, М.Н. Веселовский, М.Э. Иткин и др. Научный потенциал этих специалистов был настолько высок, что по истечению четырех лет (в 1934 г.) за подготовку квалифицированных инженеров для народного хозяйства страны вуз получил награду – «Ударное Красное Знамя Кузнице пролетарских кадров Бежицкому машиностроительному институту». За несколько первых лет были разработаны и апробированы учебные программы, организовано 7 лабораторий, создан чертежный зал, оборудованы специализированные кабинеты механики, математики, сопротивления материалов, вагонов, станков, деталей машин, иностранного языка, формировалась большая научная библиотека.

С 1935 г. в вузе проводилась активная научно-исследовательская работа, в которую были включены кафедры металловедения и вагоностроения. Результатом научных исследований стали сборники трудов профессорско-преподавательского коллектива. Более 20 преподавателей вуза работали над диссертациями. Во второй половине 30-х гг. открылась аспирантура по вагоностроению и сварочной специальности. Свои научные разработки и изобретения сотрудники вуза внедряли на производстве, в первую очередь - на заводе «Красный Профинтерн». Вуз поддерживал тесные связи с крупнейшими научно-исследовательскими лабораториями и институтами страны. Так, еще в довоенные годы сложилась и получила развитие в военный период связь вуза с Киевским Институтом электросварки АН УССР, которым руководил Е.О. Патон.

Первые выпуски инженеров были просто легендарными: среди наших студентов - будущие работники министерств, главные конструкторы крупнейших предприятий страны, создатели военной и космической техники, ведущие специалисты научно-исследовательских институтов, заслуженные ученые, академики, герои войны, ветераны труда.

БГТУ в 1941-1945 гг.

К началу 1941 г. в институте обучались около 600 студентов. Научный потенциал коллектива был очень высок. Вуз прочно занял свою нишу в подготовке квалифицированных кадров для экономики страны. Но положительную динамику развития вуза прервала война. В момент объявления о нападении на СССР в вузе проходило заседание Государственной экзаменационной комиссии, студенты защищали свои дипломные проекты. Учитывая возможность оккупации, Государственный Комитет Обороны в середине июля 1941г. принял постановление об эвакуации населения и ценностей из западных регионов страны на Урал, в Сибирь и в Поволжье. В числе других была и Брянщина. В августе 1941 г. было принято решение о перебазировании института в город Нижний Тагил Свердловской области. 

В Нижнем Тагиле большая группа научных работников вуза была направлена на один из крупнейших оборонных заводов для оказания научно-технической помощи. Руководителем исследовательской группы был назначен директор института Георгий Иванович Погодин-Алексеев. За три года эвакуации преподавателями выполнено более 30 работ для 17 предприятий, выпущено 9 сборников научных трудов. Ученые занимались работами по проектированию спецпоездов и спецвагонов для нужд обороны. При непосредственном участии ученых института были освоены новые образцы боевой техники для фронта. К 1943 г. в вузе сформировалась первая научная школа в области механики, динамики и прочности машин. Темы дипломных проектов для студентов выбирались также по заданию оборонных предприятий. За этот период вуз подготовил и выпустил только по танкостроению свыше 40 специалистов. Сами дипломники в свободное от учебы время трудились на заводах, помогая обеспечивать фронт всем необходимым. В годы войны многие преподаватели, студенты и сотрудники вуза были удостоены наград за самоотверженный труд.

Доблестью и славой покрыли себя студенты и преподаватели вуза на фронтах Великой Отечественной войны. В известной песне Михаила Матусовского «На Безымянной высоте» описан бой, произошедший 14 сентября 1943 г. на рубеже Брянской, Калужской и Смоленской областей. В числе 18 бойцов сражавшихся и отдавших жизнь за эту высоту был выпускник нашего вуза Дмитрий Агеевич Шляхов. Он посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Геройски погиб в 1941 г. один из первых аспирантов вуза Евгений Андреевич Луцук, являясь на фронте командиром гаубичной батареи артиллерийского полка. Партизанским комбатом был выпускник института Ефим Павлович Ляхов, отдавший жизнь в бою за партизанскую деревню «Мамаевка» в 1943 г. (награжден Орденом Ленина посмертно). В бою у г. Вязьмы на Смоленщине погиб майор Михаил Николаевич Веселовский, заведующий кафедрой химии вуза. И еще многие, многие, многие… 

Дорогами войны прошли будущие профессора вуза Е.Н. Никольский, А.В. Памфилов, П.Г. Алексеев, Д.Д. Медведев и др., получив уникальный опыт применения технических знаний в боевых условиях. Эти люди обеспечили развитие науки в послевоенный период. 

В первые годы после Победы все силы были брошены на восстановление народного хозяйства: на всесоюзных стройках было создано 285 новых городов и более 800 рабочих поселков. В 1944 г. находившиеся в эвакуации преподаватели и студенты вернулись в Бежицу. Их усилиями восстанавливались разрушенные во время войны строения института, отопительная и электрическая системы в учебных корпусах, изготавливалось новое учебное оборудование для аудиторий и лабораторий. Постепенно жизнь возвращалась в мирное русло. 

Вскоре после Победы, осенью 1945 г. постановлением СНК вузу была дана задача – организовать факультет паровозостроения и обеспечить подготовку инженеров-паровозостроителей для завода «Красный Профинтерн», где разворачивалось производство новых мощных паровозов нового поколения с гордым наименованием «Победа». Одновременно с подготовкой инженерных кадров, вуз получил заказ на разработку нескольких научно-исследовательских тем. В холле учебного корпуса № 1 можно увидеть картину «Паровозный цех»; работа написана в 1949 г.; ее автор - художник Петр Степанович Сулименко. Картина наглядно отражает результат совместной усилий завода и вуза по развитию паровозостроения. В эти годы вуз именовался Бежицкий институт транспортного машиностроения (БИТМ). 

50-60-е годы были для вуза не менее плодотворными, чем предыдущие. В эти годы в вуз пришли работать видные ученые, благодаря которым складывались новые научные школы, появлялись новые направления подготовки. Здесь следует упомянуть известнейшего ученого-турбиниста, лауреата Сталинской премии, профессора Ивана Ивановича Кириллова. Благодаря этому человеку в вузе появилась кафедра «Турбиностроение», а завод БМЗ приступил к производству турбин. Необходимость создания новых подвижных составов на тепловозной и электрической тяге диктовала появление новых специальностей. В 1958 г. в вузе открылась кафедра «Локомотивостроение». Появлялись все новые и новые направления подготовки. Конкурс в вуз в эти годы составлял 20-30 человек на место. Поступить в БИТМ было заветной мечтой многих юношей и девушек. 

К середине 50-х в БИТМе обучалось 1746 студентов. Вуз готовил инженеров-механиков по паровозостроению, вагоностроению и турбостроению, технологии машиностроения и литейного производства. Большую научно-исследовательскую работу вели известные ученые-профессора Мирон Тарасович Мержанов, Никольские Лев Николаевич и Евгений Николаевич, Анатолий Васильевич Памфилов и многие другие.

2 июня 1956 г., в соответствии с Указом президиума Верховного Совета РСФСР «Об объединении городов Брянска и Бежицы…», Бежица стала районом в составе города Брянска. А с июля 1956 г. институт стал именоваться Брянским институтом транспортного машиностроения (БИТМ).

Наше учебное заведение имеет некоторое отношение даже к космической отрасли. В 50-е гг. развитие космонавтики требовало все больше квалифицированных специалистов. Многие инженеры, закончившие наш вуз, реализовывали себя именно в этой отрасли. Так, в числе выпускников нашего вуза - Мефодий Николаевич Веремьев. Он являлся главным конструктором «Уралкриомаш», создателем цистерн для хранения жидкого топлива, а также заправочных и дозаправочных средств для первого искусственного спутника, первого пилотируемого корабля и многих последующих, подвинувший отечественную «криогенику» далеко вперед, человек, которого очень уважал Сергей Павлович Королев, лично внес его имя в список кандидатов на Ленинскую премию. Выпускником вуза был Геннадий Павлович Бирюков, впоследствии ставший главным инженером-конструктором, затем генеральным директором Конструкторского бюро Транспортного машиностроения (оснащение современных полигонов и космодромов – плод разработок этого КБ), доктор тех. наук, действительный академик РА космонавтики, указом президента в 1994 г. он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством». 

80-е годы вуз встретил 50-летеим юбилеем. За полувековой период развития институт подготовил более 15.000 специалистов. Около 500 выпускников имели ученые звания и степени. Многие оставались трудиться в стенах родного вуза. Вклад вуза в подготовку высококвалифицированных технических кадров для различных отраслей промышленности был отмечен вручением вузу ордена «Знак Почета» (1980 г.). 

Обучение в этот период велось на 5 факультетах:
   транспортного машиностроения; 
   энергетического машиностроения; 
   механико-технологическом; 
   динамики и подъемно-транспортных машин, 
   городского и промышленного транспорта. 

Учебный процесс обеспечивали 385 научно-педагогических работников, из них 9 профессоров и докторов наук, и 223 кандидата наук. Широкой известностью пользовались заслуженные деятели науки и техники РСФСР Лев Николаевич и Евгений Николаевич Никольские, профессора Шевченко Николай Андреевич, Алексеев Петр Гаврилович, Евенко Владимир Иосифович, Камаев Анатолий Алексеевич.

Внеучебная деятельность студентов развивалась в разных аспектах: спорт, студенческий театр эстрадных миниатюр, туризм и конечно стройотряды. В Брянской области и за ее пределами работало 22 студенческих стройотряда нашего института. Была оказана помощь библиотекам, клубам, школам, отремонтировано 20 спортплощадок. Большая помощь оказана студентами сельским хозяйствам области. В музее имеются многочисленные грамоты и благодарственные письма руководителей хозяйств в адрес института, высоко оценивающих помощь студентов и преподавателей в уборке урожая. 

В сложные 90-е годы после распада СССР, когда были нарушены многие связи и сложившееся взаимоотношение науки, образования и производства, вуз искал пути существования в новых экономических и политических условия. Но, несмотря на сложность переживаемого периода, вуз в 1995 г. успешно прошел аттестацию экспертной комиссии Ассоциации технических университетов России и приказов Госкомвуза РФ был переименован в Брянский государственный технический университет. По данным журнала «Карьера» БГТУ несколько раз входил в число 100 лучших вузов России. 

Брянский государственный технический университет сегодня – это крупный центр подготовки специалистов высшей квалификации, науки, просветительской деятельности, мощный научно-образовательный комплекс, где осуществляется подготовка специалистов по 100 специальностям и направлениям среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования. Ведется инновационная деятельность по широкому спектру направлений. С 2013г. руководство университетом осуществляет доктор технических наук, профессор Олег Николаевич Федонин. 

В 2015 г. Брянский государственный технический университет отметил свое 85-летие. За эти годы ВУЗ подготовил более 50 тысяч специалистов, высококвалифицированных инженеров для тяжелого, транспортного, энергетического машиностроения, приборостроения и газовой промышленности. В старейшем брянском вузе свой опыт и знания передают опытные педагоги. Выпускников БГТУ высоко ценят в России и за рубежом.